На украинском рынке недвижимости сформировались ряд мифов, которые были
развеяны с наступлением кризиса. Вместе с тем, в период кризиса
появились новые мифы, которые не позволяют рынку стабильно развиваться.
Один из них в том, что на сегодняшний день рынка
нет. Об этом рассказал руководитель отдела управления маркетингом
компании "NAI Pickard" Ярослав Иванов в ходе круглого стола "Рынок
жилья в Киеве и регионах: итоги кризисного года", который проходил в
Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ (Киев, ул. Шамрыло, 23).
Докризисные мифы
По словам Я.Иванова, до кризиса большинство граждан Украины считали, что владение квартирой - залог вечного успеха.
Вторым
мифом эксперт назвал заявления о низком уровне обеспеченности Киева
жильем по сравнению со странами, где также происходит рост цен на
жилье. В Украине на 1 жителя приходится максимум 20-21 кв. м. жилья. В
Европе - 25 и более кв. м. на 1 жителя.
Еще
один миф, по мнению эксперта, придумали застройщики: к моменту ввода
проекта в эксплуатацию все квартиры проданы. А инфляционные процессы
якобы обеспечивают двойной доход на первичном рынке.
Кроме
того, отмечает эксперт, мифом было то, что миграционные потоки
поддерживают возможность получения постоянной ренты с жилья. Ежегодно в
Киев приезжало около 55 тыс. человек, отмечалось положительное сальдо
миграции.
Новая мифология
Я.Иванов
подчеркивает: докризисные мифы развеялись, однако на этом фоне
формируются другие. Например тот, что жилье утратило свою
инвестиционную привлекательность в связи с нестабильностью роста цен.
Якобы квартиры опустятся на ценовое "дно" и станут продуктом массового
потребления, и все желающие смогут купить.
По
мнению эксперта, цена, безусловно, является главным притягательным
аргументом для сегодняшнего покупателя. Однако сейчас, когда по многим
оценкам "дно" наступило, спроса на жилье либо нет, либо его
недостаточно. "В России, например, еще в начале кризиса пришли к
выводу, что жилье, в общем-то, недешевый продукт и никогда не станет
доступным массово", - добавил он.
На фоне
снижения покупательской способности снизился объем предложения и цены
стабилизировались. "Последние несколько месяцев коррекция происходит
только в связи с курсовыми значениями. Рыночные правила оказали свое
влияние на коррекцию цен. Возврат показателей прошлой осени может быть,
только если ситуация будет еще хуже, чем прошлой осенью", - говорится в
докладе аналитика.
Причиной отсутствия покупателя
становится не столько слабость рынка (эта данность, к которой должны
были привыкнуть), но и слабость самого предложения – его качества,
добавляет Я.Иванов.
Однако говор
...
Читать дальше »