Сферу страхования сегодня можно
назвать настоящим эльдорадо для аферистов самого разного масштаба. Даже в США,
с их строгими законами, ущерб от страхового мошенничества составляет 20 млрд.
долларов в год. Какой урон страховым компаниям наносят отечественные Бендеры,
пока неизвестно, но по изобретательности они мало уступают зарубежным коллегам.
По заявлению страховых
компаний, а именно Лиги Страховых организаций Украины (ЛСОУ), страховые
компании (СК) в среднем выплачивают до 35% от суммы премий полученных СК от
клиентов. Потери от мошенничества клиентов сами страховики оценивают в 10-25%
от суммы выплат. Что же получается? В лучшей ситуации каждый десятый клиент
мошенник?
Откуда могли взяться такие
данные? ЛСОУ якобы ссылается на статистические данные, хотя таковые в Украине
не ведутся ни в Госфинуслуг, ни в Моторном транспортном страховом бюро Украины.
Сама же ЛСОУ объединяет около 25% всех СК Украины.
Если ориентироваться на нормы оценки при определении
масштабов страхового мошенничества, то получается, что клиенты украинских
страховых компаний обманывают компании в десятки раз меньше, чем сами СК своих
клиентов. Некоторые СК, которые работают в нескольких странах, подводя
финансовый баланс, указывают выплаты до 80% от суммы премий, живут на 20% (выплачивая и налог, и заработные
платы, и получая прибыль). В Украине же работает больше 400 СК, часть являются
«карманными», обслуживая 1-2 предприятия, часть существует как мыльные пузыри, другие
имеют представительства по всей Украине, но все получают доходы за счет
клиентов, показывая выплаты от 15 до 35% в среднем, так куда же деваются
остальные 65%? В среднем разница в выплатах между украинскими СК и их
иностранными коллегами составляет достаточно существенную сумму(80% выплат от
суммы полученных премий за границей, 15-35% у нас). Кстати, офисы в аренду в Москве тоже подлежат страхованию.
Кто же кого обманывает?
Кроме этого часто СК используют политику затягивания. При
обращении клиентов за выплатами, в СК идет затягивание выплат по договорам
страхования. Страховик ссылается на проверку возможного
мошенничества клиента, если же оно не доказано, то всегда можно найти другую
причину для затягивания выплат, проверка исправности колес, какое место
хранения, длительность процедуры проверки всех важных составляющих…
При подписании любого документа нужно помнить, что в нём обязательно
заложены не «подводные камни», а «подводные
мины», поэтому договора, которые подлежат подписанию, нужно всегда внимательно
перечитывать с юристом. СК всегда прячут в договора «незначительные» моменты
ограничения выплат, например – при повреждении колес, выступающих наружных
деталей (логотипы авто) страховик ответственности не несет. Чтоб снизить
материальную ответственность, в «теле» договора может быть указано, что
максимальные штрафные санкции не могут превышать 1-2% от суммы выплаты, вне
зависимости от срока затягивания выплат.
Все СК находятся в конкуренции между собой, поэтому требуйте, и
некоторые пункты из договора могут убрать сразу же перед подписанием. Если же
договор подписан, деньги уплачены, и Вы заметили пункт, который ограничивает
Ваши права, Мы рекомендуем идти в суд, убрать его можно и таким способом.
Но и это не всё,
одним из главных доходов в общении СК с юридическими лицами является
проворачивание схем, для уменьшения налогообложения. Страхуя свои же
предприятия в своих страховых, или перестраховывая потом в СК, которые
зарегистрированы в оффшорных зонах. Ведь деньги потраченные на страхование,
относятся к затратам предприятия, соответственно с них не будет уплачено ни
копейки налогов. А перестраховав в СК, которая зарегистрирована в оффшорной
зоне, можно не платить ни копейки налога ни на Украине ни естественно в оффшоре.
15 марта Президентом Украины был подписан закон(ЗУ о внесении
изменений в Закон Украины "Про
страхування"), который вроде бы ограничивает перестрахование, запрещая работать
СК зарегистрированным в Украине со СК с оффшорной зоны, но это все выглядит
нелепо, ведь можно обойти и эту поправку, добавив ещё 1 звено в эту цепь.
Например, создать в Англии или Франции СК. Результатом станет такая схема –
деньги из украинской СК уходят в английскую СК, а уже оттуда в оффшорную зону. Налогов же,
уплаченых в Украине, будут сущие копейки, чтобы показать доходность
предприятия.
В итоге можно
сделать следующие выводы:
· масштабы мошенничества СК в десятки раз превышают мошенничество их
клиентов;
· мошенничество СК имеет более разнообразные формы, которые зависят
от менталитета, профессионализма и связей руководства компаний;
· активная рекламная деятельность не всегда связана с потребительскими
качествами СК;
· к информации СК о самих себе нужно относиться крайне критично;
· при любых конфликтах со СК обращайтесь за помощью к юристам.
Практикант „Лиги защиты прав
человека”
Харитонюк Евгений
|